Традиции скифов – кровавые жертвы и прекрасное искусство

Традиции народов

Огромные территории от Причерноморья до Алтая за восемь веков до нашей эры оказались под властью скифского народа. Традиции скифов могут показаться страшными и жестокими современному человеку, но в те времена законы жизни диктовались совсем иным мировоззрением. 

На мой взгляд, наиболее полная картина о культуре скифов описана в работах Геродота. И всё-таки не стоит забывать, что древний историк был греком, а потому мог преувеличить злобу и воинственность кочевников. Что же представляли собой быт и верования племён, что некогда властвовали в бескрайних степях?

Почти всю свою жизнь скифы проводили в войнах
Почти всю свою жизнь скифы проводили в войнах

Воинские традиции скифов

Всего за одно столетие скифам удалось покорить обширные территория, захватив не только земли у Чёрного моря, но и значительную территорию Малой Азии. Эти кочевники рождались и умирали в пути, а неизменными в их жизни было две составляющих – кони и войны. Что касается последнего пункта, то воителями у скифов являлись не только мужчины. 

Вполне вероятно, что легендарные амазонки на самом деле были скифскими женщинами-воинами, поскольку они наравне с мужчинами с детства осваивали верховую езду и искусство стрельбы из лука.

В скифском обществе во главе стоял царь. Именно ему отводилась роль военачальника и судьи, однако народ мог высказаться на «совете скифов». Что интересно, такая форма прогрессивной демократии появилась у скифов гораздо раньше, чем у многих соседних народов. Порой воины вершили и судьбу царя. 

Например, известно, что Анархарсис был покаран смертью за пристрастие к греческой культуре, что скифами было воспринято как измена собственной культуре.

Большая часть традиций скифов принадлежит к воинским обычаям. Греки не раз описывали жестокость кочевников, их безжалостное отношение к врагам и пленникам. 

Чтобы доказать свою силу, скиф должен был продемонстрировать царю головы поверженных им противников. Чем больше было голов – тем большая доля из захваченных трофеев принадлежала воину. Если же скиф впервые участвовал в сражении, убив первого врага, он должен был выпить из кубка кровь поверженного.

Если враг был отважен в бою, скиф-победитель оказывал ему особую «милость». Из черепа убитого делалась чаша, которую украшали драгоценными камнями и золотом. А теперь представьте, в какой ужас приходили другие народы, едва увидев скифское пиршество с такими кубками. 

Кроме этого, в качестве украшения на своей лошади кочевники возили скальпы убитых ими врагов. На мой взгляд, это была также психологическая атака, заставляющая противника растеряться и потерять бдительность.

Золотая статуэтка скифа в Британском музее
Золотая статуэтка скифа в Британском музее

О дружбе и помощи

Но давайте вспомним и о менее жестоких традициях скифов. Я хочу обратить внимание на обряды, связывавшие двух друзей. Вероятно, дружбу скифы как воины ценили превыше всего. Ради своего товарища скиф, не раздумывая, мог пожертвовать собой. 

Для того, чтобы закрепить это чувство, проводился особый ритуал братания. Сначала два друга клялись быть рядом в битвах и мирной жизни, после чего каждый из них надрезал свою руку. Вытекающую кровь собирали в золотую чашу, после чего каждый из участников ритуала выпивал свою половину. Также ритуал мог дополняться обменом оружия, что для скифов было главной ценностью.

Не менее трепетно скифы относились и к взаимопомощи. Чтобы попросить о помощи других людей скиф закалывал быка. Мясо животного отправлялось в котёл над огнём, а шкуру расстилали на земле. Проситель садился на неё, ожидая прихода «гостей». 

Те, что считали своим долгом помочь соплеменнику, подходили к костру, брали в качестве угощения мясо и выслушивали просьбу скифа. Интересно, что и в наше время некоторые ираноязычные народы используют поговорку «сидеть на шкуре, что значит «нуждаться в помощи».

Магия и верования в традициях скифов

Не менее интересны традиции скифов, связанные с религией. У этого древнего народа был обширный пантеон разных богов. 

Одной из наиболее почитаемых считалась богиня Табити. Она являлась воплощением очага, огня. Пламя и солнце для скифов были священными, а потому и все бог, связанные с ними, представлялись как покровители и защитники народа. В священных местах скифы совершали жертвоприношения, проливая на алтари кровь быков, лошадей, коз. 

У скифов существовало и некое понятие магии. Согласно их верованиям и мифам, при болезни царя или простого скифа был виновен тот, кто наслал недуг. Сама по себе хворь явиться не могла, а значит, необходимо было найти недругов и уничтожить их. После смерти врагов самочувствие правителя должно было улучшиться. 

Как бы ни были жестоки скифы, нельзя не восхититься их искусством. Вершины мастерства кочевой народ достиг в изготовлении ювелирных изделий и кузнечном деле. Самые популярные орнаменты демонстрируют нам мифических и реальных животных. 

Интересно, что чаще всего звери находятся в движении, однако их головы повёрнуты к нам. В понимании скифов это были не просто украшения, а изображения тотемов предков, которым народ поклонялся не меньше, чем богам. Ожерелья или рукояти кинжалов, украшенные такими животными, должны были оградить своего владельца от зла и тёмных сил.

Скифские украшения поражают своей красотой
Скифские украшения поражают своей красотой

Помните слова А.Блока? «Да скифы мы! Да азиаты мы!». Мне кажется, эта фраза очень точно характеризует нас. Не секрет, что в своё время скифы занимали не только Малую Азию, но и значительную часть современной России. Неудивительно, если в числе наших предков окажутся и эти кочевники. Традиции скифов называть жестокими и кровожадными, но именно эти племена стали одним из самых могущественных народов древнего мира.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий