Андрей Рублев – иконописец, причисленный к лику святых

Искусство

Андрей Рублев – русский иконописец без отчества. Это не удивительно, ведь даже год рождения этого художника известен приблизительно. Об Андрее Рублеве сохранилось довольно мало сведений.

Жил он тихо, скромно и особо не приметно, так что в истории, по большей части, сохранились его иконы, чем его биография. Впервые имя русского иконописца упоминается в летописи в 1405 году, в ней говорится, что Андрей Рублев был приглашен на роспись Благовещенской церкви в Москве.

Он был приглашен не один, ещё призваны к этому благому делу были Феофан Грек – известный иконописец и малоизвестный мастер. С Феофаном Греком Андрей Рублев был тесно связан по жизни и творчеству. Происходило это очень давно, ещё в правление Рюриковичей, а именно Василия I – сына Дмитрия Донского. Эти трое создали самый высокий иконостас по тем временам. Не одну икону создал Рублев для того храма.

Расписывал он и Успенский собор в городе Владимир. Там до сих пор сохранились сделанные им фрески.

Фреска Андрея Рублева «Страшный суд», 1408 год Местонахождение: Успенский собор, Владимир, Россия
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд», 1408 год
Местонахождение: Успенский собор, Владимир, Россия

Вера Лазаренко – ведущая курса лекций о живописи рассказывает об Андрее Рублеве так:

“Он совершенно особенный. Не зря же говорят, что Рублев выражал высочайшую степень свободы в своем творчестве, которая только возможна была для иконописца”.

И, действительно, он создавал иконы более живые, более человечные, чем многие до него.

Кто такой Андрей Рублев

Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году. Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны.

Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.

Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru
Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru

Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.

Что известно о творческом пути Андрея Рублева

Когда он расписывал Благовещенский собор вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем, он был младшим из них. По истечении трех лет Рублев уже расписывал собор во Владимире, и к тому времени у него появились помощники и ученики.

У Андрея Рублева был свой индивидуальный стиль иконописи и своё видение религиозных сюжетов. Например, на одной из икон, изображающих рождество Христово, Богоматерь смотрит не на младенца, как на большинстве традиционных картин, а в противоположную сторону. Этим иконописец хотел сказать, что принеся миру спасителя, Богородица обратила взор к молящимся, к людям взывающим к высшим силам.

Считается, что Рублев научился многому у Феофана Грека, который владел особой техникой. Он умел рисовать очень быстро, точно и четко, но перенимать стиль Феофана Андрей не стал, а пошел по своему пути в творчестве. Многие отмечают, что даже палитра была у Рублева особенной – солнечной и радостной. Лики святых у него получались умиротворенными и одухотворенными, с мягкими чертами лица.

Андрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годы Местонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия
Андрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годы
Местонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия

Помощником Андрея во многих его работах по росписям храмов был Даниил Черный. С ним он, например, расписывал Успенский собор недалеко от города Звенигорода, собор во Владимире.

В 1408 году татары напали на Русь, многие города были разрушены под натиском ханских войск. Троицкий монастырь, где также работал иконописец, был полностью уничтожен. С ним пропали и все росписи Андрея Рублева. Был разрушен и Успенский собор во Владимире. Когда принялись за восстановление Троицкого монастыря, имя Рублева вновь было упомянуто в летописи, относится это упоминание к 1422 году. Именно при росписи этого монастыря и родилась самая знаменитая икона художника-монаха «Троица».

Андрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Андрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

К церкви Андрей приобщился в юном возрасте, он стал монахом, поэтому семьи и детей у него не было. Мало что известно и о родственниках иконописца, биографы не могут сказать были ли у Рублева братья или сестры.

Дату смерти старорусского художника также точно не называют, но вероятнее всего она относится к 1428 году. В те времена свирепствовала чума, от которой известный иконописец и скончался. Похоронили монаха в Андрониковом монастыре, в котором он выполнял свою последнюю работу.

Послесловие

Главными иконописными творениями Рублева считаются «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Эти картины сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Андрея Рублева считают художником святой Руси, в ту пору, когда живопись не была столь развита в русском государстве, существовала и развивалась иконопись. Благодаря этому простые люди, не имеющие возможности прикоснуться к прекрасному, могли прийти в храм и увидеть святые образы, фрески, иконы и хоть ненадолго погрузиться в мир искусства.

Андрей Рублев «Архангел Михаил с клеймами»
Андрей Рублев «Архангел Михаил с клеймами»

Глядя на творчество Андрея Рублева, можно сказать, что он стал лучом света в царстве темной и строгой иконописи, которая была до него. Иконы Рублева пропитаны каким-то немыслимым теплом и ясностью, он по-особенному передает религиозные сюжеты, вкладывает в них своё видение. Он внес большой вклад в русскую иконописную школу.

Человек, который был упомянут в летописи, явно особенный. На Руси, так сказать, зря бумагу не марали, а записывали лишь существенные события в жизни государства. Канонизировали Рублева в 1988 году, с тех пор 17 июля считается церковным праздником – днем памяти Андрея Рублева.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий